Колокольчик вместо сирены. Между прочим, в отличие от нынешних времен во время правления династии Романовых спецтранспорт не просто пропускали, но и относились к нему с трепетом. Перечитайте книгу Владимира Гиляровского «Москва и москвичи»: «Переезжаем Садовую. У Земляного вала - вдруг суматоха. По всем улицам извозчики, забегали кучера, ломовики нахлестывают лошадей и жмутся к самым тротуарам...
Вдали звенят колокольчики... Вдоль Садовой, со стороны Сухаревки, бешено мчатся одна за другой две прекрасные одинаковые рыжие тройки в одинаковых новых коротеньких тележках. На той и на другой - разудалые ямщики, в шляпенках с павлиньими перьями, с гиканьем и свистом машут кнутами. В каждой тройке по два одинаковых пассажира: слева жандарм в серой шинели, а справа молодой человек в штатском. Промелькнули бешеные тройки, и улица приняла обычный вид».
Конечно, в дореволюционной России существовали звуковые спецсигналы не только на фельдъегерских тройках. К сожалению, документов, которые разрешали отдельным категориям автовладельцев использовать их, нам найти не удалось. Зато в книге «Гараж особого назначения. 90 лет на службе Отечеству», вышедшей в свет пару месяцев назад, цитируется «Обязательное постановление о порядке езды на автомобилях, моторных экипажах и моторных велосипедах в городе Павловск», опубликованное 15 ноября 1908 года. Пункт 15 гласил: «Кроме номерного знака, при каждом автомобиле или моторе должен быть сигнальный аппарат. Примечание: Употребление сирены воспрещается». Хотя, конечно, ставили их некоторые продвинутые личности: как не прокатиться с шиком! А вот авто государя-императора обходилось без спецсигналов. Единственное отличие, появившееся в 1911 году, - «спецномера»: синяя табличка формата А4 с белым силуэтом короны. Однако на сам царский автомобиль даже эти знаки не ставились никогда.
Дополнительные фары - запретить!
После революции появились иные способы сигнализации. Сначала это были обычные трубы с резиновой грушей (типа тех, что используют сегодня футбольные болельщики), затем более мощные устройства, в которые воздух нагнетался компрессором. Тон сигналов был разным, но власть, как правило, выбирала что-нибудь особенное. Хотя и не всегда этим пользовалась - машины первых лиц милиционеры знали в лицо.
Ну а настоящее повальное увлечение чиновников спецсигналами началось во время хрущевской оттепели. Казалось бы, сегодня сама собой разумеющаяся вещь - противотуманные фары или «люстры» на джипах. А полвека назад они считались бы специальными световыми сигналами, требовавшими разрешения. Мигалок как таковых еще не было (они и в США только-только появились), но некоторые, не предусмотренные конструкцией автомобиль и правилами примочки все-таки существовали. К ним сотрудники ОРУД-ГАИ относили дополнительные фары желтого или белого цвета, окрашенные в «негостовские» цвета подфарники, металлические рамки вокруг номеров, различные пропуска под лобовым стеклом, ну и, конечно же, сирены.
Надо сказать, что в те времена передние дополнительные фары были практически единственным видом световых спецсигналов, и их устанавливали по особому разрешению. Но милицейская проверка, проведенная летом 1957 года, выявила, что машин с «лишними» фарами уж слишком много - целых 117 штук! Это были автомобили различных министерств и ведомств. Еще примерно столько же машин было в Гараже особого назначения, но наличие у них спецсигналов в МВД, по понятным причинам, не обсуждалось. А в отношении не столь приближенных к верхам чиновников были приняты жесткие решения. Распоряжение министра внутренних дел Николая Дудорова от 17 июля 1957 года гласило: «Запретить в городе Москве установку на легковых автомобилях каких-либо дополнительных фар, прожекторов, цветных подфарников, не предусмотренных заводами-изготовителями, а также окантовку номерных знаков и применение других отличительных обозначений, а имеющиеся - снять».
А у спецслужб уже были и упомянутые дополнительные фары, и даже своя система распознавания спецмашин. Юрий Ланин, бывший начальник Гаража особого назначения, рассказал нам об этих маленьких хитростях: «В сороковые - пятидесятые годы синих и красных мигалок не существовало... А для сотрудников милиции у шоферов спецслужб были своего рода опознавательные сигналы. При приближении к посту они могли мигнуть дальним светом, но только одной фарой, в зависимости от дня - правой или левой. Этого вполне хватало для того, чтобы беспрепятственно передвигаться. А обычному водителю даже в голову не приходило подать такой сигнал - времена были суровые.
Когда я начал службу в 1963 году, мигалки уже были, и мы их использовали на оперативных машинах и на автомобилях сопровождения. На основные машины, как это сейчас иногда бывает в некоторых структурах, их никогда не устанавливали. Но звуковые сигналы на основных машинах были. На старых «ЗИЛах» устанавливались сигналы типа «кок». Это были мощные звуковые сигналы особого тона. Выглядели очень красиво, блестели хромом... Они были очень громкими и имели специфическое звучание. А потом, уже в конце семидесятых годов, появились сигнально-громкоговорящие установки, которые устанавливались и на машинах сопровождения, и на машинах охраняемых лиц. Ну а дальше пошли всем известные электронные «крякалки», мультитональные сирены и прочие устройства».
«Мигалочная болезнь» неизлечима?
Настоящая «мигалочная болезнь» поразила наше автосообщество примерно в середине девяностых годов. В это время в магазинах автозапчастей и на авторынках появились различные виды проблесковых маячков, в основном китайского производства.
Еще несколько лет назад этот символ приближенности к высшей власти можно было официально оформить и гордо установить на крыше собственного лимузина. Способы были различные: приобрести в одной из силовых или административных структур годовое предписание на транспортное средство с соответствующим штампом либо поставить свой автомобиль на временный учет в одну из милицейских структур, приобретая во временное же пользование «синие» номера и все необходимые атрибуты власти. Разрешалось ставить спецсигналы даже на личное авто. Достаточно размытое законодательство позволяло применять любой из этих вариантов, а небольшие штрафы давали возможность прокатиться со «светомузыкой» практически всем желающим.
После правительственных постановлений 2001 - 2002 годов официальное число мигалок резко пошло на убыль и более-менее стабилизировалось в 2009 году. Но именно тогда началась кампания по «охоте за мигалками». Одна известная радиостанция призвала всех посылать фото машин со спецсигналами на свой сайт и довольно быстро выяснила, что таких автомобилей даже в столице значительно больше, чем официально объявленная тысяча. Выходит, дурило правительство нашего брата?
Не совсем так. Скажу вам как бывший советник председателя Совета Федерации, пять лет ездивший с мигалкой: наши ошибки часто происходят из-за элементарного незнания. Не буду детализировать нынешний (более строгий) порядок, но в свое время, когда оперативным службам выдавались так называемые «предписания на транспортное средство» (в просторечии - спецталоны), в них указывалась информация только о марке и модели автомобиля, его цвете, годе выпуска и идентификационном номере. Для получения права использования спецсигналов на предписании ставился специальный штамп. Государственный регистрационный знак мог быть любым.
Поверьте мне, у спецслужб сегодня бывают не только оружие и средства связи, но и различные документы прикрытия, и автомобили. А граждане, фотографирующие автомобили (в том числе оперативные) и вывешивающие их фото в Интернет, удивляются: откуда появились новые машины с мигалками? Правда, если вы видите авто со спецсигналом, просто так грубо нарушающее ПДД, то явно это не спецслужба на задании.
Результат этих публикаций известен. В зависимости от ситуации засвеченный номер автомобиля, использующегося одной из организаций, осуществляющих законную оперативно-розыскную деятельность, в таких случаях меняется или утилизируется. А вместо него ставится новый регистрационный знак. Появится он снова в Интернете - сменят и его. Вот и создается иллюзия того, что машин с мигалками все больше и больше…
Алексей Богомолов (http://kp.ru/daily/25705.5/906491/)